Из опыта образовательной практики

Как изменять ситуацию в российской микроэлектронике? — Можно и нужно запускать мега проекты. Так С.Г. Бобков из НИИСИ РАН популярно и убедительно разъяснил, почему экзаскейл компьютер можно делать только всем миром и что для этого надо. В следующем рассказе будут подробности. Но компьютер этот ценен не сам по себе, а набором знаний-умений-навыков, которые будут обретены по мере его создания и которыми cможет воспользоваться масса предприимчивых и квалифицированных специалистов. А где таких взять, если электронщиков у нас готовят по советским лекалам для работы под военный заказ и бумажные НИОКРы? Значит надо готовить иначе, эка невидаль. Оставим за скобками инициативы минобра и посмотрим, на тех, кто просто пытается делать свое дело.

В Нижнем Новгороде, в Политехническом Университете, уже второй год ведется курс лабораторных работ, основательно, но при этом наглядно объясняющий студентам, прикладным математикам, что же за неонка внутре у компьютера. Антон Моисеев, один из основателей и преподавателей курса, рассказал, как этот курс появился, каковы результаты работы, планы, как вообще студенты нынче живут.

Как обычно, для того, чтобы курс случился, нужно было всего ничего: понимание что и как сделать у одних, возможность у других и общее желание. Юрий Панчул, физтех, инженер компании MIPS, продавший в свое время Синопсису стартап, ужаснувшись уровню преподавания в его родном институте, сформулировал, как по его мнению надо преподавать схемотехнику программистам. Юрий Аммосов, упомянутый в этом программном тексте, показал текст Антону Моисееву, с которым они вместе преподавали на инновационном практикуме на ФИВТ физтеха.

Сделаю шаг в сторону ФИВТ. В свое время довелось сходить на стартап викенд, где Аркадий Морейнис сотоварищи пытаются найти молодых стартаперов. Энергии в молодежи — на средних размеров АЭС, но вот глубина идей — ох. Хотя, если задуматься, наивно ожидать от воскресной школы системного образования, у нее задачи другие. А общее образование в области инновационного развития предлагает, в частности, физтех. На практикуме студенты 3 курса разбиваются на команды, формулируют и воплощяют реальные проекты в области инноваций. Задача: за год довести проект до некоего осмысленного результата, прототипа, который можно выпустить на рынок. Начиналось все с приложений под андроид, поскольку его экосистема как раз очень хорошо заточена на годовой цикл обучения своим низким порогом вхождения и наличием гугль маркетплейса, который сам по себе оценивает качество. На сегодняшний день программа расширилась: подключились кафедры яндекса, ABBY, которые представляли свои проекты со своими каналами вывода на рынок. Но основная идея — за год надо довести проект до рыночного состояния — сохранилась. Теоретически можно и не только софт, но железку очень уж сложно за год сделать. Принципиально, что это направление развивается не вместо, а вместе с серьезной теоретической подготовкой, третьекурсник физтеха разбирается в паре-тройке дисциплин. В результате можно ожидать не только “продажу клубники по интернету”, но и проекты с серьезной научной составляющей. Так, одним из результатов практимума является проект Askeroid, который студентка Аммосова Настя Уряшева возила в Штаты и который привел к разговору с Панчулом.

Возвращаясь к нижегородскому политеху. НГТУ как раз проектировал курс про аппаратное обеспечение для прикладных математиков. Слово за слово, Панчул прислал тестовый набор книжек и плат. Весной был проведен спецкурс для второкурсников. Начиная с демонстрации законов Ома, через ручное проектирование памяти, регистров и прочего, через программирование на верилоге. Этой осенью у нас логическое продолжение этого курса для той же группой (теперь это 3й курс прикладной математики) — программирование микроконтроллеров на примере плат Uno32 (внутри PIC32 с архитектурой MIPS) — в том числе работа с OS реального времени на примере uOS — автор которой кстати Сергей Вакуленко, который тоже работает в MIPS Technologies и тоже помогал при создании курса по дизайну микроэлектроники. Повторно курс по дизайну микроэлектроники будет проведен этой весной с новым 2м курсом — теперь уже по обкатанной программе. Это ознакомительный курс, для программистов, а не для разработчиков железа. Но и простое расширение кругозора и понимания в этой области ведет к важным результатам: лучшее понимание архитектур приводит к лучшему качеству их использования, понимание ограничений приводит к пониманию того, где можно придумать нечто новое. Да и в конце концов, с такой компетенцией можно попытаться проникнуть в сферу цифрового дизайна. В Нижнем Новгороде рыночного спроса на таких специалистов (пока) нет, но в мире достаточно нужды в тех, кто может на верилог+плис делать реальные проекты. Разлетятся, кто куда.

Или не разлетятся. Не все любители по миру мотаться, зачем уезжать, когда есть интересная оплачиваемая работа дома? В Нижнем Совет молодых ученых активно занимается организацией инкубаторов. Здесь уже студенты не ограничены временными рамками, только фантазия и понимание рынка. Команды стараются подобрать так, чтобы хватало и технических, и бизнесовых компетенций. Первый из выводка инкубаторов был открыт в НГТУ, исторически представлящем из себя сплав пользователей и разработчиков. Есть факультеты радиоэлектроники, автомобильный, машиностроительный. Настоящий политехнический вуз, а значит тем для внедрения плисов должно хватить. На сегодня в инкубаторе один проект, 3D принтер, развился до гранта Умника. Кроме того, совместно с автомобильным факультетом разрабатываются и изучаются различные модели роботов, по большей части баловство, но с другой стороны, открытый поиск с удовольствием и без довлеющего результата порой удивительные открытия приносит. Тем более, что попытки понять, как вообще развиваться в области робототехники, не прекращаются. Налаживаются связи с физтехом, ВШЭ Нижннего, НГУ им. Лобачевского (НГУ), активно идет поиск новых контактов в вузах, стартаперских сообществах, упомянутого выше Марейниса в гости ждут.

Из разработчиков железа интерес к группе на сегодняшний день проявил только MIPS. У местных разработчиков и производителей контроллеров и IP пока руки не доходят. Или просто не знают, что есть команды, которые готовы и не против учиться не на забугорных примерах, а на своих. А ведь часто первая освоенная архитектура становится любимой и самой лучшей. Жаль, что нынче это не кролики и эльбрусы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>